МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Берёзка», г. Астрахань р.п. Красные Баррикады

Программа логопедического кружка "Звуковичок"

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Берёзка”

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию логопедических навыков “Звуковичок”. (для детей в возрасте с 5- 7 лет)

 Разработчик: Учитель - логопед -Денисенко Г.М.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

Цели рабочей программы:

-формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;

-применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;

-автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.

Задачи рабочей программы способствуют:

-совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;

-развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.

Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка "Звуковичок":

-продолжительность НОД - 25 минут;

-периодичность НОД - 1 раз в неделю;

-схема организации НОД.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

-дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);

-затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);

-открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);

-воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);

-повторение и развивающее задание (3-4 мин.);

-итог занятия (2 мин.)

Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

-чистота звукопроизношения;

-автоматизация звуков в речи;

-умение строить предложения;

-умение произносить монолог, чётко высказываться;

-умение вступать в диалог.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:

Продуктивная деятельность организации детей:

-пальчиковый театр,

-развлечение с родителями "Мой весёлый язычок",

-игра-инсценировка "Кто лишний и почему?",

-открытый показ кружкового НОД по теме "Слова синонимы, антонимы",

-конкурс чтецов,

-выступление - рассказывание по ролям,

-концерт для работников детского сада и родителей.

Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

Ключевые речевые качества:

-чистота звукопроизношения,

-автоматизация звуков в речи,

-умение строить предложение,

-умение произносить монолог, чётко высказываться,

-умение вступать в диалог.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

 

 

Месяц, тема

Содержание

Контроль и учёт коррекционного воздействия.

Сентябрь.

Мелкая моторика

-Запомнить названия пальцев рук.

-Освоить различные движения пальцами рук.

-Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина)

Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:".

Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".

Пальчиковый театр.

Октябрь.

Артикуляционный аппарат

-Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

-Уметь расслаблять язык.

-Чередовать движения губ и языка.

-Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка

Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк".

Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".

Игра "Прядки".

Ноябрь.

Речевое дыхание

-Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом).

-Отрабатывать силу голоса.

-Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.

Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота".

Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".

Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.

Декабрь.

Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память

-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

-Угадывание предметов по загадке-описанию.

-Выполнение действий только при определённом, заданном условии.

Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму).

Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.

Январь.

Фонематический слух.

-Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

-Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.

Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".

Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"

Игра "Запомни и повтори".

Февраль.

Словарный запас.

-Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"

-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

-Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.

Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме.

Март

Связная речь.

-Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

-Составление рассказа по сюжетной картине.

-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

-Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов.

Индивидуальное рассказывание, описание картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов.

Апрель

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

Правильное проговаривание звуков:

-Изолированно;

-В слогах (прямых, обратных, стечениях);

-В словах;

-В словосочетаниях;

-В предложениях, скороговорках;

-В стихотворных текстах;

-В связной речи.

Игра "Повтори правильно звук".

Запомни и повтори ряд слогов.

Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мониторинг 2 раза в год, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

· чистота звукопроизношения;

· автоматизация звуков в речи;

· умение строить предложения;

· умение произносить монолог, чётко высказываться;

· умение вступать в диалог.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом.;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

Планируемые результаты логопедической работы:

· правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

· дифференцировать все изученные звуки;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

· различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

· овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


3 августа 2017 в 22:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.