МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Берёзка», г. Астрахань р.п. Красные Баррикады

Консультация для педагогов"Создание экологической развивающей среды в детском саду". составила воспитатель Алябьева А.В.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Организация уголка природы в группе:

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

Подбор комнатных растений.

Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами:

растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, кактусы;

влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская,  хлорофитум.

Размещать комнатные растения необходимо в соответствии с их отношением к свету, теплу, влаге. 

Какие растения необходимы для каждой группы:

В уголок природы младших групп помещаются обильно и долго цветущие растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, герань, примула, фуксия), у которых хорошо представлены такие части, как цветок, лист, стебель; контрастные по величине (фикус), с крупными плотными листьями (аспидистра).

В средней группе где дети могут узнавать и называть 4-5 растения в уголок природы вносят новые растения, чтобы дошкольники могли устанавливать сходства и различия их морфологических особенностей (похожие на кустик; растения с пестрой окраской и разной формой листьев (колеус, бегония крапчатая и др.). Хорошо размещать в группе растения одного семейства: гераниевых, бегониевых. Можно содержать растения, требующие большого количества воды, и те, которые поливают редко (алоэ, сансевьера или др.).

В уголок старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков отводов (дети смогут следить за их ростом и развитием), разноообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония-рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера. Узамбарская фиалка, камнеломка и др.).

В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени.

Декоративное оформление участка ДОУ:

Участок также украсят красивая зелень трав, яркие цветы. Растения надо подбирать таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используют:

многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины и др), обладающие большой декоративностью;

двулетники. Используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва, колокольчик и др.);

однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, бархатцы, космея, петуния, левкои и др.).

Цветники необходимы на участке каждой возрастной группы. Это могут быть клумбы разной формы, различные вазоны и т.д.

Мини-огород на окне:

Без особых хлопот на окне можно выращивать:

- зеленые лук из головок репчатого лука;

- зелень петрушки из посаженных в грунт корешков и др.

Размещение животных в уголке природы.

В уголке природы целесообразно содержать животных, которые безопасны для детей. В нашем детском саду животных не держим.

В уголках природы разных возрастных групп необходимо оборудовать аквариумы разной емкости и формы (кроме круглых, искажающих реальное изображение; их используют в декоративных целях).

В уголок природы младшей группы помещают золотую рыбку, золотистого или серебристого карася – ярко окрашенных рыб, не крупных, неприхотливых, типичных представителей класса.

В средней группе детей знакомят с рыбками наших водоемов, отличающимися по внешнему виду, повадкам (медлительный карась и подвижная верхоплавка, карпик), разновидностями золотой рыбки (телескоп, комета, вуалехвост). В аквариуме дети рассматривают улиток: различают раковину и ногу, наблюдают движения улиток по стеклу, растениям, как они кормятся нитчатыми водорослями.

В уголок природы старших групп помещают разнообразных рыб наших местных водоемов, неприхотливых к уходу (КРАСНОПЕРКУ, ПЛОТВУ И ДР), ИЗ ТРОПИЧЕСКИХ – ТЕПЛОЛЮБИВЫХ, ЖИВОРОДЯЩИХ И ИКРОМЕЧУЩИХ РЫБ (красный меченосец, гурами, петушок, сомик, барбус и др.).

В подготовительной группе при подборе рыб в уголок природы учитывается их приспособленность к разным условиям водной среды – разным нишам воды.

Экологически развивающая среда  в  старших группах:

Уголок природы:

Календарь погоды и фенологический календарь.

Схемы с изображением погодных явлений природы.

Модели эколого-систематических групп.

Модели функций органов живого в природе.

Дидактические игры о природе.

Схемы экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной).

Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы».

Книги об обитателях уголка природы.

Дневники для наблюдений за живой природой.

Природоохранительные и запрещающие знаки.

Материалы для ухода за растениями.

Природный материал.

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми.

Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека.

Выставки овощей, фруктов, осенних цветов…

Схемы способов ухода и способов размножения растений.

Экспериментальный уголок

Емкости для экспериментирования.

Подносы на каждого ребенка.

Лупы

Полочка с материалами и предметами для экспериментирования.

Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.

Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:

- притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы.

- «попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т.п.).

- увеличительные стекла.

- стекла разного цвета.

Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества.

Земля, глина, песок.

Схема для посадки и проращивания в разных условиях.

Карточки-схемы для фиксации опытов.

Халаты.

Песочные часы и др.

 

Литература:

Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.

Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.:  АРКТИ, 2005.

Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.

Материалы интернетсайтов

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.

24 января 2018 в 17:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.